Yodda - новости регионов России

Молодежный театр «Свободный взгляд» преподал курганцам «Жестокий урок»

14.02.2017, 20:17
Молодежный театр «Свободный взгляд» преподал курганцам «Жестокий урок»

Молодые актеры разыграли пьесу по подлинной истории одного  психологического эксперимента

Тема насилия и терроризма стала частью нашей обыденной жизни, изменяя сознание людей, калеча их души. Призыв остановиться и задуматься над тем, что творим, к чему приводит упоение собственной властью над людьми с одной стороны и беспрекословное послушание со стороны других, звучит не только со страниц книг и с театральных подмостков. На жестокость жестокостью, намеренной, поучительной, отвечают дикие по своей сути психологические эксперименты. Оправданные только тем, чтобы человек задумался о природе своих поступков, о грани, за которую перешагнуть нельзя ни при каких условиях.  

Один вполне реальный эксперимент случился в Сорбонне в начале нулевых и лег в основу современной драмы нашего соотечественника, драматурга Валентина Красногорова «Жестокий урок». Пьесу взяли для своего театрального эскиза-читки артисты молодежного театра «Свободный взгляд» и разыграли в естественных декорациях читального зала Курганской областной юношеской библиотеки.  

— Я давно знаю эту пьесу, с автором хорошо знаком, списываемся с ним. В свое время пытался даже сделать из этой пьесы спектакль, — рассказал режиссер Павел Ведерников. — Как-то нам срочно понадобилась пьеса на читку, я вспомнил про «Жестокий урок», автор дал свое согласие. Изначально подразумевалось, что это будет разовый вариант, но читка живет уже почти год и пользуется популярностью. Все события в пьесе подлинные, для начала 2000-х тот эксперимент стал настоящей бомбой. Считаю, что театр должен говорить об актуальных для общества проблемах, ведь в нем важно воспитание человеческой души. Я лично против, чтобы зритель на спектакле отдыхал, сидел расслабленно.

Сюжет пьесы расслабленности уж точно не предполагает: все действие  разворачивается в аудитории современного ВУЗа, где профессор психологии ставит эксперимент, участниками которого являются его ассистентка и двое студентов (по случайному совпадению жених и невеста). Однако суть эксперимента, официально заявленная перед его началом, совершенно не совпадает с истинными намерениями профессора.

Студентам по очереди предлагается бить током женщину-добровольца, привязанную к стулу, если она совершает ошибку в декламации стихотворения. С ростом числа ошибок студент должен по условиям соглашения постепенно увеличивать напряжение. Повиноваться чужой воле, сваливая на власть всю ответственность, либо рискнуть собственной карьерой ради гуманности и милосердия? Финал раскроет участникам глаза прежде всего на самих себя, ведь на мифическом «электрическом стуле» жарились их совесть и порядочность. Рабская покорность власти, несопротивление злу по принципу «моя хата — с краю», стремление идти по легкому пути, когда за тебя все решают другие, равнодушие к чужой боли — те самые качества человеческой массы, что породили на свет «коричневую чуму», поднимающую свою голову и в наши дни. Драма о социальных и психологических корнях жестокости четко очерчивает ту тонкую грань, что отделяет нравственные поступки от аморальных.

Был в наши дни проведен еще один страшный по сути эксперимент над реальными американскими старшеклассниками учителем истории Роном Джонсом, получивший название «Третья волна». В 1967 году учителю за неделю удалось создать Третий рейх в миниатюре, сообщество людей, легко поддающихся любым манипуляциям, «покупающимся» на рассуждения об избранности и общности, силе и гордости. В «сопротивление» «Третьей волне» не вступили ни подростки, ни их родители, ни директор школы. Сам автор эксперимента пришел тогда в ужас от всего происходящего. Когда тайна эксперимента была раскрыта учащимся, иные из них даже плакали от стыда.

Пойдет ли на пользу курганский «Жестокий урок» его юным зрителям и участникам? Хочется надеяться, что да. Хотя меня, например, пугает заявление одного из старшеклассников, что он бы дошел до шкалы мучений в 160 V и тогда, может быть, остановился, «потому что…». Значит, урок пока не усвоен. Тот, кто его понял, никогда не согласится на жестокость даже в размере одного вольта.

Светлана Кошкарова
Источник: kikonline.ru
© "Yodda" Новости регионов России, 2015. | e-mail: site@smizz.ru

Мнение редакции интернет сайта smizz.ru никогда не совпадает с мнением, высказаным в новостях. Пользовательское соглашение
Яндекс цитирования